Авторы:
Некрасов С.Н., профессор, доктор философских наук,
Сосновских Д.С., старший преподаватель,
Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42).
Аннотация. Если в России религиозное возрождение в эпоху перестройки было окрашено в светлые и гуманистические тона, то в 90 гг. ХХ в. происходила экспансия средневековой религиозности, враждебной не только науке, но и образованию вообще. Хотя мракобесных изданий под лозунгом «Долой науку, да здравствует темнота и невежество!» у нас было мало, большую работу в указанном направлении проводили солидные СМИ под вывеской плюрализма. При этом, по сей день, шарлатаны разоблачаются, но разоблачение превращается в рекламу, в заключение которой приводится послесловие редакции: мы не беремся судить о тех вещах, в которых разбираться должны специалисты из академической «комиссии по лженауке». Результатом оказывается то, что истина неотличима ото лжи, варварство от гуманизма, мракобесие от просвещения и возникает феномен фейкового знания, котрое получило название постправда. Такой постмодернизм и толерантность предполагают, что все оценочные суждения исходят из субъективного предпочтения и махистского еще принципа «экономии мышления», а «на вкус и цвет товарищей нет». На этом фоне уничтожение научно-популярной периодики стало предпосылкой организованного невежества и когнитивного разрушения сознания, провалов в коллективной исторической памяти. Вместе с тем возникли новые риски социальной деградации, провала в реальное историческое прошлое феодализма и новые актуальные опасности для гражданского сознания и исторического образования молодых поколений.
Список литературы:
1. Осипов Г.В. Социологическая теория и социальная практика // Социология. № 1, 2006.
2. Human nature and social theory. A letter by Erich Fromm // International Erich Fromm Society. № 4, 2000.