Авторы:
И. П. Чупина, д.э.н., профессор Уральского государственного аграрного Университета (Екатеринбург, Карла Либкнехта, 42)
Аннотация. Во второй половине XX века глобализация утвердилась как основная тенденция развития экономики. Вместе с тем пришло осознание ограниченности, а в перспективе – и конечности ресурсов. Масштабные кризисы и потрясения продемонстрировали хрупкость отдельной человеческой жизни и уязвимость всего общества в целом. Поэтому социальные и этические аспекты деятельности наряду с традиционными рыночно - экономическими критериями стали играть заметную роль в стратегии и тактике бизнеса. При принятии решений многие предприниматели теперь руководствуются не только соображениями прибыльности и целесообразности, но также учитывают интересы заинтересованных сторон, таких как работники, потребители продукции, поставщики, партнеры, власти. Появление и утверждение в общемировом масштабе концепции социальной ответственности бизнеса – важнейший шаг на пути к развитию предпринимательства XXI века, сочетающего экономическую эффективность и следование гуманистическим этическим принципам новейшего времени. Существует множество определений и толкований термина социальной ответственности бизнеса и его синонима - корпоративной социальной ответственности. Основоположником концепции считают Г.Боуэна, который в 1953 году выпустил книгу «Социальная ответственность бизнесмена». В начале 1900 годов А. Керолл предъявил на рассмотрение четырехуровневую «пирамиду концепции социальной ответственности». В основе пирамиды Керолла – экономическая ответственность, заключающаяся в удовлетворении потребностей потребителей продукции фирмы. Следующий уровень пирамиды – правовая ответственность, подразумевающая необходимость следовать законам и формальным правилам общества. Этическая ответственность предполагает следование принятым обществом нормам морали. Наконец, филантропическая (дискреционная) ответственность означает добровольное участие бизнеса в социальных программах, направленных на развитие благосостояния общества.
Список литературы:
1. Аникеева О. П. Социальная ответственность бизнеса и международная конкурентоспособность: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 169 с. 2. Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Общественные науки. Экономика. 2019. №3 (19). С.139 - 149. 3. Бикеева М.В. Социальная ответственность бизнеса: аргументы «за» и «против» // Экономика и предпринимательство. 2012. № 4 (27). С.297 - 299. 4. Благов Ю.А. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. 2014. № 3. С. 17 - 34. 5. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Руководство по социальной ответственности. – Москва: Стандартинформ, 2014. 115 с. 6. Завьялова Е. Б. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2018.125 с. 7. Копытова Е.Д. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и перспективы развития: монография. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН. 2017. 174 с. 8. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008. 504 с. 9. Официальный сайт программы социальных инвестиций «Родные города»: [Электронный ресурс]. ПАО «Газпром нефть», 2020. Программа социальных инвестиций «Родные города». URL: http://rodnyegoroda.ru. (Дата обращения: 23.04.2020). 10. Паштова Л.Г., Комельков М.В. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т.10, № 8. С. 895 - 911.