Авторы:
Миронова Г. Л., кандидат биологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта,
Сапаров Б. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта,
Антонов С. В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта,
Каримов Н. М., доцент кафедры физического воспитания и спорта,
Тушнолобова Н. Л., старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта,
Шинкарюк Л. А., старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта,
Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42).
Аннотация. Состояние и перспективы развития современного агропромышленного производства (АПП) России требуют от выпускников-аграриев наличия крепкого здоровья, соответствующих знаний, профессиональных и психофизических свойств и качеств личности, небходимых в конкурентной борьбе на рынке труда. В процессе подготовки выпускников к конкретным видам профессиональной деятельности становится все более актуальной обоснованное научно-методическое применение средств физической культуры и спорта, способствующих развитию специально значимых черт характера, социальной активности, формированию здоровья, духовного, нравственного и эстетического развития личности. Для решения стоящих перед вузами задач при подготовке специалистов используют педагогический процесс физического воспитания, направленный на завершение морфологического и функционального развития организма обучающихся, улучшение основных жизненно важных двигательных умений и навыков, сохранение и укрепление здоровья, формирование личностных качеств, а также поддержание физической и умственной работоспособности, активной творческой позиции. Особенности профессионального труда специалистов АПП, работающих в различных природно-климатических и экономических районах Российской Федерации, требуют профилирования физического воспитания студентов с учетом условий, характера труда и других факторов будущей профессии выпускников аграрных вузов. Качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение в обществе. Успешное овладение профессией и совершенствование в ней являются методологической основой требований к функциональному состоянию организма и профессиональной пригодности. Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий и характера предстоящей профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Для этого необходимо создать у выпускников аграрного вуза психофизические предпосылки и готовность к ускорению профессионального обучения; достижению высокопроизводительного творческого труда; профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний; обеспечение профессионального долголетия и др. Подбор средств ППФП на кафедре физического воспитания и спорта УрГАУ проводится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности выпускников (инженер, технолог, ветеринарный врач, бухгалтер, экономист и др.). Содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и средств физической культуры и спорта. Благодаря этому на учебных занятиях по физическому воспитанию моделируются отдельные элементы трудовых процессов. Наряду со специфическим тренировочным эффектом в процессе ППФП обеспечивается также в известной степени и генерализованный эффект, когда параллельно происходит общее укрепление организма человека и повышается уровень всестороннего психофизического развития личности.
Ключевые слова: студент, выпускник, труд, профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, спорт, двигательные качества, физическое воспитание.
Список литературы:
1. Миронова Г.Л., Каримов Н.М. Формирование культуры личности выпускника аграрного университета с использованием средств физической культуры и спорта [Текст]: статья в журнале «Аграрный вестник Урала», Екатеринбург, 2013,№9 (115), с. 71-73.
2. Матухно Е.В. Професссионально-прикладная физическая подготовка [Текст]: учеб.пособие. – Комсомольск-на- Амуре: изд-во К-н-А,ГТУ, 2013.
3. Миронова Г.Л. Физическая культура в вузе [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. сельскохоз. акад., 2005, с.458-462
4. Миронова Г.Л., Эбботт Э.А. – Профессионально-прикладная физическая подготовка как основа успешной трудовой деятельности выпускника вуза [Текст]: статья в журнале «Аграрный вестник Урала», 2014, №9 (127).
5. Миронова Г.Л., Неверова О.П. Роль физического воспитания в подготовке выпускников аграрного университета// Аграрное образование и наука. 2013. № 4. С. 6.
6. Миронова Г.Л., Неверова О.П. Реабилитация человека в физкультурно-оздоровительной и профессиональной деятельности// Екатеринбург, 2014.